Датчики уровня топлива (ДУТ) являются специализированными устройствами, которые позволяют контролировать количество горючего. Использование такого оборудования способствует повышению продуктивности транспортных предприятий и других компаний, деятельность которых связана с жидкими нефтепродуктами. Благодаря применению ДУТ как компонента системы мониторинга с ГЛОНАСС/GPS облегчает автоматизирование и существенно упрощает контроль топлива на предприятиях.
Разновидности ДУТ по конфигурации
Датчики уровня топлива подразделяются на три основных группы:
Описание ёмкостных ДУТ
Такие датчики считаются бесконтактными, а работают они на принципе измерений ёмкости конденсаторов, которые представлены парой трубок, вставленных друг в друга и погружающихся в горючую жидкость. При заполнении пространства между этими трубками топливо способствует изменению ёмкости конденсатора. Учитывая закон, по которому изменяется ёмкость, в зависимости от степени заполнения, измеряется уровень жидкого горючего в баке.
Далее, с учётом значения высоты столба, определяется объём топлива. Для этой цели предварительно осуществляется тарирование топливных баков или других резервуаров: каждый показатель объёма жидкости соответствует определённому уровню. Для проведения измерений используют тарировочную таблицу, которая является индивидуальной для каждого бака (резервуара). Все значения подобных таблиц вносятся во внутреннюю память ДУТ либо в базу системы мониторинга.
На практике ёмкостные модели считаются сегодня наиболее распространёнными. Их врезают в топливный бак автомобилей. Поскольку при эксплуатации устройства могут подвергаться негативному воздействию агрессивных рабочих сред, а также недобросовестным действиям водителей или сторонних лиц, датчики имеют вандалоустойчивое исполнение, что защищает их от механических и электрических рисков.
Особенности поплавковых ДУТ
Такие датчики являются контактными. Главная отличительная особенность поплавковых устройств – первичный измеряемый параметр, которым служит сопротивление резистора, изменяющееся при движении поплавка, установленного в топливном баке. Поплавок связан с ползунком, перемещающимся по резисторной обмотке. Данное перемещение изменяет сопротивление в электроцепи датчика уровня топлива, из-за чего изменяется напряжение (сила тока). Остальные процессы измерений аналогичны ёмкостным ДУТ.
Штатные топливные датчики в автомобилях в большинстве своём как раз являются резистивными, а отличаются лишь формой и модификацией. В современных транспортных средствах к штатным поплавковым датчикам подключаются через CAN-шину (два провода, передающие данные о текущих рабочих параметрах авто в цифровом формате).
Работа ультразвуковых датчиков
Такие ДУТ тоже являются бесконтактными, а измерение уровня горючей жидкости осуществляется на принципе звуковой локации (по аналогии с летучими мышами или дельфинами): чувствительные элементы замеряют задержку звука, отражённого от границы разделения воздуха и топлива, а затем преобразуют полученное значение в расстояние. Дальше расчёты осуществляются по привычной схеме – с соотношением уровня и объёма.
Как правило, ультразвуковые датчики уровня топлива устанавливают на дно в месте геометрического центра бензобака. При таком расположении наблюдаются минимальные погрешности измерений, которые связаны с наклоном авто при передвижении по неровным дорогам.
Виды датчиков по типу сигналов и способу их передачи
Исходя из вида представляемых данных, ДУТ бывают:
Современные цифровые ДУТ гарантируют измерения с погрешностью не более 1-2%.
Исходя из способа подключения к трекеру, датчики уровня топлива бывают проводными и беспроводными. Главное отличие вторых устройств – передача данных по беспроводным каналам связи (Bluetooth, радиоканалы).
Среди неоспоримых плюсов таких ТУТ стоит выделить:
Беспроводные датчики уровня топлива особенно удобны, если имеются сложности с прокладкой кабеля до места нахождения трекера GPS/ГЛОНАСС. Недостатком устройств считается относительно короткий срок службы, который ограничивается ёмкостью аккумуляторной батареи.
В некоторых случаях на одно транспортное средство приходится устанавливать более одного датчика, что обуславливается наличием нескольких топливных баков или особой конструкцией резервуара (длинный и мелкий, сложных форм). При использовании нескольких ДУТ их показатели усредняются.
Сферы применения датчиков уровня топлива.
Беспроводные ДУТ нередко являются частью систем мониторинга расхода топлива различных видов транспорта: седельные тягачи, фуры, другие автомобили предприятий, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками. Данные устройства часто используют, если требуется контролировать уровень жидкостей и вязких веществ в резервуарах во время хранения нефтепродуктов. Ещё одна сфера применения – осуществление мониторинга и контроля за расходом топлива тепловозов, другого железнодорожного, водного транспорта.
Датчики уровня топлива обеспечивают выполнение следующих задач:
Как показывает практика, установка ДУТ и применение систем мониторинга гарантируют существенное (до 20%) снижение затрат, связанных с неэффективным потреблением топлива и других жидких нефтепродуктов. Для отслеживания рабочих данных системы мониторинга зачастую работают на основе специализированного программного обеспечения, которое представлено в виде облачного сервиса для веб-браузеров, десктоп-программы для ПК и ноутбуков, мобильного приложения для смартфонов.
Достоинства ДУТ Эскорт
ГК «Эскорт» – именитый отечественный производитель, который занимается выпуском высокоточных датчиков уровня топлива. Эти устройства находят широкое применение в сфере автомобильной и тракторной техники, а также в промышленности. В каталоге представлены как проводные, так и беспроводные ДУТ, которые предназначены для использования в системе мониторинга автотранспорта с трекерами GPS/ГЛОНАСС.
Беспроводные модели оснащаются собственными трекерами, регистрирующими основные данные и передающими их по сотовым каналам (GSM-GPRS) или протоколам Wialon IPS, ЕГТС. Также информация записывается и хранится в собственных энергонезависимых модулях памяти датчиков. Устройства разных модификаций и настроек по умолчанию могут передавать сигналы в цифровом виде по протоколу LLS, а также в аналоговом и частотном формате.
ДУТ Эскорт позволяют устанавливать настройки как через приложение при подключении ноутбука/смартфона, так и в удалённом режиме при помощи специализированных СМС-команд. Датчики уровня топлива отечественного производителя проходят обязательную официальную сертификацию на соответствие установленным стандартам качества. При этом все устройства марки Эскорт предназначены для работы во взрывоопасной среде.